Лиана Табидзе (lamazo) wrote,
Лиана Табидзе
lamazo

Великие в Грузии: Владимир Высоцкий

Оригинал взят у yurayakunin в Великие в Грузии: Владимир Высоцкий
Последний раз Высоцкий был в Грузии в 1979 году. В сентябре-октябре того года «Таганка» гастролировала в Тбилиси со спектаклем «В поисках жанра». Высоцкий выступал на сцене вместе с Валерием Золотухиным, Львом Филатовым, Дмитрием Межевичем.

Владимир Высоцкий


Владимир Высоцкий влюбился в Грузию, как говорится, с первого взгляда. Приехавшая с ним на гастроли в Тбилиси – это был июнь 1966 года – вторая жена Людмила Абрамова вспоминает в своей книге «Факты его биографии»:

«В какой-то мере Тбилиси – это было открытие. Мы поняли, что это город высочайшей культуры. Я не побоюсь сказать, что Володя был там просто счастлив… Мы довольно много ездили по окрестностям Тбилиси. Тогда-то мы и открыли для себя и Тбилиси, и грузинскую культуру. К нашему стыду, мы с Володей думали, что все лучшее из Грузии учится в московских институтах».

Во время этой же поездки в столицу Грузии жизнь Высоцкого едва не оборвалась. У главного режиссера «Таганки» Юрия Любимова в Тбилиси были друзья, на дачу к которым он однажды отправился в гости в компании нескольких актеров театра. Среди них были и Высоцкий, и его друг с юности Георгий Епифанцев.
На берегу Куры шло настоящее грузинское застолье, которое, однако, мало интересовало Высоцкого – он в тот момент спиртное не употреблял. Когда ему надоело сидеть за столом и смотреть на пьющих, он отправился к реке, разделся и поплыл. Течение Куры очень быстрое, вода ледяная, и Высоцкий, хоть и был отличным пловцом, не рассчитал свои силы – стало сводить ноги. Епифанцев, почувствовав неладное, прыгнул в воду, настиг Высоцкого, когда того уже почти оставили силы, и сумел вытащить на берег.


Из Тбилиси труппа «Таганки» отправилась в Сухуми. Вторая половина гастролей вышла для актеров невероятно тяжелой. По словам Людмилы Абрамовой, «сухумские гастроли – это усталость всей труппы и прескверное настроение – тоже у всех…». И не осталось бы от той поездки никаких воспоминаний, если бы не одно обстоятельство: там Высоцкий написал ныне всем известную песню «А люди все роптали и роптали…».
По свидетельству Людмилы Абрамовой, в Сухуми в ресторан было невозможно попасть. Хоть столы были накрыты, но никого не пускали, – ожидались какие-то делегации. Конечно, и в Москве таких случаев хватало, но все дело в том, что Сухуми в этом отношении резко отличался от Тбилиси, где все были рады зазвать в гости актеров и накормить их до отвала. Тогда-то и родились строки: «А люди все роптали и роптали, А люди справедливости хотят: “Мы в очереди первыми стояли, А те, кто сзади нас, уже едят”…».
Высоцкий много раз выступал с концертами в Сухуми, Гаграх, а в Пицунде, где он отдыхал, родилась песня «Штормит весь вечер…».


Кадр из кинофильма "Вертикаль", снятом частично в Сванетии.

Осенью 1966 года Высоцкий снова в Грузии: в горной Сванетии снимались некоторые эпизоды «Вертикали». Об этих днях вспоминает снимавшаяся в картине актриса Лариса Лужина:
«Нам был интересен весь период. Эти перевалы. Особенно, когда мы были в Сванетии, маленький городок Местия. Прекрасные времена! Помню, как жить там негде было. Жили на турбазе. Нас всех поместили в одну комнату. Я только помню, что мы жили на этой турбазе, и было страшно много мышей. Мы спали в одной комнате, а гитара же всегда была при Володе. Ночью раздается такой мелодичный звон. Володя, что ли, проснулся, стал играть? Оказывается, мыши бегали по струнам… В Сванетии снимали все это застолье в картине. Там же Володя подружился с Бухути Закариадзе, именно с этой картины».
В Сванетии Высоцкий познакомился и подружился со знаменитыми альпинистами, прозванными «тиграми скал», Иосифом Кахиани и Михаилом Хергиани. А последнему даже посвятил песню, в которой есть такие строки: «Ты идешь по кромке ледника, взгляд не отрывая от вершины. Горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины…».
В следующий раз Высоцкий прибыл в Грузию в 1968 году на корабле. Он очень любил морские круизы, плавал на теплоходах «Аджария», «Шота Руставели» и «Грузия», которые курсировали по маршруту Одесса-Батуми с заходом в Сухуми. По воспоминаниям капитана «Шота Руставели» Александра Назаренко, Высоцкий каждый год плавал на пароходе, пропустил лишь последний год перед смертью.

Владимир Высоцкий часто путешествовал на корабле Грузия по маршруту Батуми-Одесса.
Владимир Высоцкий часто путешествовал на корабле "Грузия" по маршруту Батуми-Одесса.

Еще одна поездка Высоцкого в Грузию состоялась в конце августа 1970 года. Бывший горнолыжник А.Смирнов, встречавшийся с Высоцким во время пребывания того в альплагерях в Приэльбрусье, рассказал исследователю творчества поэта Игорю Роговому: «На наших горнолыжных сборах были ребята из Бакуриани. Я не знаю их фамилий, а звали их Джамал и Гурам… Мы загуляли ближе к концу сборов. Очнувшись утром, я увидел Высоцкого внизу в отъезжающей машине. Кажется, они увезли его в Грузию».
В декабре 1970 года Высоцкий женился на Марине Влади. Присутствовавший на их свадьбе в Москве Зураб Церетели вспоминает:
«Сначала Володя решил гулять в Москве, но денег ни у кого не нашлось – нищие мы были. Марина снимала однокомнатную квартирку в доме на Котельнической набережной, туда и позвали Сашу Митту с женой, Зою Богуславскую с Андреем Вознесенским, Юрия Любимова, меня. Купили несколько бутылок шампанского… А настроения нет, Володя на диване лежал, на гитаре играл. А у меня такой характер: чувствую, будто моя вина, что праздник не состоялся. Тогда говорю: поехали в Тбилиси, там гулять будем!»

«В старом Тбилиси мы празднуем наше бракосочетание, состоявшееся в Москве всего за полчаса, – пишет в своей книге «Владимир, или Прерванный полет» Марина Влади. – Здесь нам устраивают настоящую старинную свадьбу. Женщины в черном суетятся в большом зале. Все тончайшие блюда грузинской кухни стоят на столах в серебряных подносах. Здесь и душистые травы, расставленные букетами, и маринованный чеснок, и лобио, и сациви, во дворе жарят шашлыки – все благоухает.
Мы сидим в торце стола, оба в белом, и держимся за руки. Компания исключительно мужская. Женщины накрывают, подают и становятся поодаль, сложив руки на животе. Их красивые смуглые лица смягчаются улыбкой. Тамада поднимает первый тост:
– Пусть сколотят ваш гроб из досок, сделанных из того дуба, который мы сажаем сегодня, в день вашей свадьбы.


Владимир Высоцкий с Мариной Влади в Пицунде

Каждому наливают вина в коровий рог. Стаканы из старинного хрусталя здесь только для воды. Рог вмещает четверть литра вина. Поскольку его нельзя поставить, надо пить до дна. Я подчиняюсь, ты же подносишь рог к губам и движением, которое будет повторяться в течение нескольких часов застолья, передаешь его рослому парню, стоящему позади тебя. Он выпивает вино и кладет рог на поднос, который ему протягивает пожилая женщина, обносящая гостей. Второй тост следует за первым:
– Пусть ваши праправнуки не найдут ни одного билета, даже на черном рынке, чтобы попасть в театр на ваши спектакли!

Приносят рога побольше. Я стараюсь выпить все, но не могу и в свою очередь передаю вино молодому человеку, стоящему за мной. Гости же пьют по традиции до дна, и никто не уходит из-за стола. Угощение роскошно, тосты бесконечны.
Ты видишь, как много могут выпить люди и при этом не потерять достоинства. Мы подсчитали потом, что каждый из гостей выпил за вечер литров по десять вина. Наши ангелы‑хранители стоят сзади, допивают за нами вино и не едят, вызывая в тебе удивление и восхищение…».
Зураб Церетели повел Высоцкого и Марину в мастерскую Гоги Очиаури. Художник работал над памятником Важе Пшавела. Высоцкий посмотрел на скульптуру, произнес:

– Я таким его и представлял. Но ведь Важа Пшавела это – корни его родной земли, вся его поэзия пропитана любовью к родине, людям, к природе, к добру, мужеству… И, если Вы не обидитесь, батоно Гоги, как автор, то я думаю, что он должен стоять босым на родной земле, откуда и черпал всю гениальность своего творчества…
– Простите, но неужели Вы так глубоко знакомы с творчеством Важи? – поинтересовался художник.
Вместо ответа Высоцкий прочитал наизусть строки из поэмы «Копала»:
Померкло сиянье луны,
попрятались звезд караваны.
Скитаньями утомлены
спустились в ущелья туманы.
Проплакав всю ночь напролет
и думая горькие думы,
одни только горы с высот
взирали на землю, угрюмы.
И где-то внизу, в забытьи
стекая по склону увала,
сквозь мутные слезы свои
Арагва во тьме бормотала.



Еще у одного художника побывали в гостях Зураб Церетели, Владимир Высоцкий и Марина Влади. Московских гостей принимал Ладо Гудиашвили. «Увидев у него в доме работы Модильяни, Марина сказала, что тот дружил с ее отцом. Ладо спросил: «Как зовут твоего отца?» – «Владимир Васильевич Поляков-Байдаров, – ответила Марина. Мы сели за стол. Ладо вышел в другую комнату и принес фотографию, где отец Марины Влади в Париже, в ресторане «Купель», вместе с художниками Пикассо, Леже и Модильяни. Он долго рассказывал Марине об ее отце. Впервые она услышала многие эпизоды, о которых не знала. Это тронуло ее душу до слез…».
Последний раз Высоцкий был в Грузии в 1979 году. В сентябре-октябре того года «Таганка» гастролировала в Тбилиси со спектаклем «В поисках жанра». Высоцкий выступал на сцене вместе с Валерием Золотухиным, Львом Филатовым, Дмитрием Межевичем.
Помимо участия в спектаклях, Высоцкий давал и сольные концерты. Один из них прошел в Тбилисском госуниверситете. Исполняя песню «Диалог у телевизора» артист, изменив текст, запел: «А у тебя, ты вспомни Зин, в 70-х был грузин…». Зал взорвался бурными, продолжительными аплодисментами.

Бесик Пипия

подписаться     доб в друзья


Subscribe

  • Мои твиты

    Ср, 12:05: RT @ YuraYakunin: Подписывайтесь на мой YouTub канал, где публикуются аудио рассказы моих книг – https://t.co/MhrVvruQOW Донаты -…

  • Мои твиты

    Чт, 09:12: RT @ YuraYakunin: Подписывайтесь на мой YouTub канал, где публикуются аудио рассказы моих книг – https://t.co/MhrVvruQOW Донаты -…

  • Мои твиты

    Вс, 16:04: RT @ YuraYakunin: Когда болеешь неизлечимой болезнью, подключен к генератору кислорода, а пенсия $72 и нужны еще лекарства, а…

promo lamazo march 31, 2013 20:12 40
Buy for 20 tokens
Стимулируя любым способом (тепло, надавливание, эфирные масла) эти точки, вы стимулируете работу внутренних органов. Руки — кладезь всевозможной информации: по ним, как по книге, можно узнать не только о прошлом и будущем человека, его наклонностях и характере, но и о состоянии его здоровья…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments